Всем нам знакомо слово «Тосол». Именно этот термин многие водители до сих пор ассоциируют с антифризом. Действительно, оригинальный «Тосол» в свое время был незаменим, но сейчас его «аналогов» очень много на полках магазинов. Однако не все они имеют такой же состав и качество, как оригинал. Но даже если бы тот самый «Тосол» по ГОСТу выпускался и в наше время, сегодня мы бы не рекомендовали его использовать.
Современные двигатели и системы охлаждения стали намного сложнее и технологичнее. Поэтому изменился и подход к их обслуживанию. В наше время нужно уметь правильно выбирать антифриз, иначе есть реальный шанс приблизить время дорогостоящего ремонта.
Последствия использования некачественного или неподходящего антифриза
В первую очередь, следует уделить внимание типу антифриза. Это может быть:
Именно к этому типу относится советский «Тосол». Он называется так потому, что содержит в своем составе неорганические присадки (соли неорганических кислот: силикаты, фосфаты, бораты и др.), которые защищают систему охлаждения от коррозии. Полноценные неорганические охлаждающие жидкости необходимо менять примерно каждые 1-2 года или 30-40 тысяч км. Если оставить их в двигателе сверх этих пределов, неизбежное образование засоряющих твердых частиц может ухудшить производительность системы охлаждения и даже привести к серьёзным поломкам. Также среди минусов технологии образование «шубы» по всей поверхности системы охлаждения – защитного слоя из высадившихся присадок, который какое-то время надежно защищает металл от коррозии, но закономерно ухудшает теплоотвод.
Отметим, что сейчас речь идёт о полноценных, настоящих антифризах IAT — это достаточно дорогие и сложные составы. В отличие от них, дешёвые солевые растворы и «тосолы», которые можно в изобилии найти на нашем рынке, не обеспечивают полноценную защиту системы и могут навредить двигателю.
Он не образует оксидную пленку и борется с коррозией точечно - только в местах ее появления. За счет этого улучшается теплоотведение, и снижается засорение системы охлаждения. Этот тип охлаждающей жидкости не содержит фосфатов или силикатов (как и других неорганических соединений) и используется в большинстве иностранных автомобилей, выпущенных после 1994 года. Преимуществом этих охлаждающих жидкостей с пакетами присадок на основе солей карбоновых кислот является возможное увеличение срока службы до 5-10 лет или 200+ тысяч км, в зависимости от насыщения и баланса компонентов пакета конкретной жидкости и требований автопроизводителя.
Первыми в России производство самых современных карбоксилатных антифризов запустила компания «Техноформ» в партнерстве с бельгийской Arteco (ведущим мировым производителем пакетов присадок). Профессиональные антифризы Coolstream стали поставляться на конвейеры открывающихся автозаводов зарубежных автопроизводителей, которые предъявляли повышенные требования к компонентам и техническим жидкостям.
Называются они так потому, что содержат в своем составе и органические, и неорганические компоненты (в лобридном антифризе количество неорганических солей не должно превышать 10%). В свою очередь, лобриды могут подразделяться на фосфатные (P-OAT), силикатные (Si-OAT) и так далее. Они являются менее универсальными, чем чистые карбоксилатные продукты, но сочетают в себе преимущества двух технологий и отвечают специфическим требованиям отдельных автопроизводителей.
Для каждого автомобиля подходит определенный тип охлаждающей жидкости, который был протестирован автопроизводителем. Найти эту информацию можно в инструкции по эксплуатации или обратиться к профессионалам для подбора антифриза по марке автомобиля.
Крупные российские производители антифризов, плотно сотрудничающие с иностранными автозаводами, заблаговременно озаботились импортозамещением и при поддержке европейских партнеров разработали свои рецептуры пакетов присадок. Например, Coolstream имеет в своей линейке не только лобриды, но и чисто карбоксилатные продукты – аналоги зарубежных. Фактически это производство подсанкционных антифризов у нас в стране. Конечно, сегодня такие профессиональные продукты стоят столько же, сколько раньше стоили импортные оригинальные жидкости, но зато можно несколько лет не беспокоиться о системе охлаждения, да и цены самих автомобилей (а значит и цена ремонта) выросли значительно.
Подводя итоги, стоит ли бояться «подделок» иностранных продуктов? Скорее всего, нет. Антифризы – не моторное масло, которое нужно менять 2-4 раза в год, и стоят они сильно дешевле. Много на таких подделках не заработаешь, а значит и вкладываться в их подпольное производство никто не станет. А вот «мимикрию» под иностранные продукты с англоязычными этикетками или японскими иероглифами встретить уже можно. Что там будет внутри – большая загадка, разобраться в которой можно будет лишь привлекая лаборатории или копаясь на специализированных форумах.
На нашем сайте вы можете воспользоваться удобным подбором антифриза под конкретную марку машины. Подберите антифриз который идеально подходит именно для вашего автомобиля!